«20.06.2012. Из-за отказа тормозной системы грузовика Volvo на федеральной трассе М-5 погибло два человека, девять – ранены…»
«03.10.2012. В Нижнем Новгороде у большегрузного автомобиля на мосту отказали тормоза. В результате многотонная машина остановилась за счет других автомобилей. Семь машин серьезно повреждены…»
«14.10.2012. Отказ тормозной системы грузовика привел к крупной аварии в Уфе. Грузовой автомобиль Shаcman не стравился с управлением и протаранил 10 автомобилей..»
Огромная масса и большие размеры грузового транспорта превращают его в одного из самых опасных участников дорожного движения. В случае аварийной ситуации, водителю грузовика очень сложно совершать какие-либо маневры, которые бы позволили избежать столкновения и минимализировать последствия. Сильные повреждения легковых автомобилей, повреждения объектов инфраструктуры, экологические проблемы, возникающие в случае разлива топлива, масел или перевозимого опасного груза, тяжелые травмы и смертельные исходы, - вот итоги ДПТ с участием грузовиков.
Страшная статистика аварий, которые случились по вине или с участием грузовых автомобилей пугает. Поэтому неудивительно, что к этому виду транспорта предъявляются особые требования, затрагивающие, прежде всего, техническую исправность всех узлов автомобиля и, особенно, его тормозной системы. Ведь как показали многочисленные исследования, неисправность тормозов – это вторая по значимости причина (первая – человеческий фактор) происходящих несчастий на дорогах. Причем эта причина приводит не только к ДПТ. Неисправность тормозной системы может вызвать и возгорание грузовика. Поэтому важность исправности тормозов переоценить вряд ли удастся.
Тормозная система, пожалуй, одна из самых простых среди остальных узлов и механизмов автомобиля. Но именно она работает в весьма неблагоприятных условиях: постоянные точки и удары, вода и грязь выводят из строя детали тормозов. Кроме того износ тормозной системы зависит также от дорожного покрытия, стиля вождения и, конечно, производителя соответствующих дисков и колодок. Даже детали от ведущих и именитых производителей готовы прослужить лишь 25-35 тыс. км. Нельзя забывать и про тормозную жидкость. Согласно техническому регламенту ее нужно менять 1 раз в два года или через каждые 60 тыс. км пробега. Абсолютно любая жидкость имеет высокие гигроскопичные свойства, т.е. способна вбирать в себя влагу, поэтому со временем количество влаги в жидкости увеличивается, даже если машина практически не эксплуатировалась и стояла в гараже. Высокое содержание влаги уменьшает температуру кипения жидкости. В результате, торможение приводит к сильному нагреву узлов системы, закипанию жидкости, образованию воздушных пробок в контуре и… выходу из строя тормозов.
Поэтому контролировать уровень тормозной жидкости, срок ее эксплуатации и срок работы основных деталей тормозной системы надо обязательно.
Кроме того, чтобы избежать неожиданного отказа тормозов, каждый водитель грузовика должен знать распространенные симптомы их некорректной работы и немедленно принять меры по их устранению. Эти симптомы следующие:
Заметили неисправность? Бегом на диагностику и ремонт! Иначе несчастий не избежать. Ведь нет ничего страшнее на дороге, чем неисправный грузовик.
Современное машиностроение нашло на сегодняшний день лучшее решение для работы тормозной системы грузовиков, - использование пневматических механизмов. Это и не удивительно, т.к. пневматика отличается надежностью, долгим сроком службы, безопасностью и экологической чистотой (т.к. в случае ее поломки произойдет только утечка воздуха).
При перевозке грузов бо́льшая часть нагрузки падает именно на пневматические механизмы, увеличивая тем самым риск их износа. Поэтому обслуживание и диагностика тормозных систем является важным условием безопасного использования грузового транспорта.
В идеале, воздушную систему тормозов необходимо проверять перед началом нового сезона или каждые 50 тыс. км пробега. Или хотя бы 1 раз в год. Естественно, должен быть и ежедневный плановый осмотр и обслуживание пневматики самим водителем или механиком. Ежедневная проверка контролирует герметичность тормозной системы и давление воздуха, проверяет состояние привода и шлангов и подтверждает (или не подтверждает) одновременность действия тормозов. Кроме того, необходимо и регулярно сливать конденсат из баллонов с воздухом. Жаль времени? А надо! Ведь малейшая неисправность пневматической системы тормозов может привести к печальным результатам.
Нужно помнить, что только квалифицированные действия водителя и профессиональное техосблуживание способны защитить участников дорожного движения. Ведь грузовик без тормозов на дороге – это бомба замедленного действия!
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник!